ЕС должен инвестировать в «зеленую» энергетику Украины, чтобы ограничить негативное влияние «Северного потока - 2»

 

Завершение строительства «Северного потока - 2» через Балтийское море создает ряд геоэкономических проблем и проблем безопасности – и не только для Восточной Европы. Остается открытым вопрос, означает ли неожиданное одобрение администрацией Байдена проекта «Северный поток - 2» этим летом, что газопровод скоро начнет работать. Конгресс США, похоже, собирается ввести новые санкции против компании, эксплуатирующей трубопровод. Тем не менее, неизбежное завершение строительства и окончание процесса сертификации европейскими властями усилит вероятность скорого начала эксплуатации трубопровода.

Независимо от того, будет ли «Северный поток - 2» запущен или нет, само его появление вызывает вопросы о будущих отношениях ЕС и Киева, а также о роли Украины как страны транзита и хранения природного газа, а также потенциального экспортера альтернативной энергии. Россия рассматривает завершение строительства спорного трубопровода не только как коммерческое и технологическое достижение, но и как крупную геополитическую победу Москвы.

Начав работу, «Северный поток-2» устранит оставшиеся рычаги воздействия, которые Украина имела в качестве крупной страны-транзитера, принимающей участие в экспорте сибирского и среднеазиатского газа в ЕС. Это не просто предположение: когда-то экономическая зависимость России от Украины была уменьшена с началом эксплуатации первой очереди газопровода «Северный поток» в 2011 году. После того, как Ангела Меркель открыла вторую очередь «Северного потока» в октябре 2012 года, российско-украинские отношения быстро ухудшились.

После аннексии Крыма и интервенции на востоке Украины в 2014 году Россия стала относиться к Украине так же, как много лет назад она относилась к Молдове и Грузии. Эти две страны уже были расчленены Кремлем, потому что Кишинев и Тбилиси никогда не имели значительных экономических рычагов воздействия на Москву. Активация газопровода «Турецкий поток» Газпрома через Черное море в начале 2020 года и завершение строительства «Северного потока-2» через Балтийское море в сентябре 2021 года завершают отделение России от Украины в сфере энергетики. Это дает Путину развязку для продолжения агрессии против предполагаемой «братской нации» России.

Украина - важный партнер для Запада. По сравнению с большинством других постсоветских республик, она стала маяком относительно свободной и плюралистической демократии. Хотя Украина еще не является полностью либеральным и консолидированным государством и продолжает бороться с проблемами верховенства закона, она гораздо более открыта, прозападна и демократична, чем авторитарные Россия и Беларусь.

Часто забывают, что Украина возникла в 1991 году как новое государство с третьим в мире ядерным арсеналом, включающим больше ядерного оружия, чем имели тогда Франция, Великобритания и Китай вместе взятые. В 1994 году украинское руководство сдало все свои боеголовки и присоединилось к Договору о нераспространении ядерного оружия как государство, не обладающее ядерным оружием.

Двадцать лет спустя Россия, основатель и гарант режима нераспространения ядерного оружия, а также государство, официально обладающее ядерным оружием, напала на Украину. В 2014 году Москва подорвала всю логику международной системы предотвращения распространения оружия массового уничтожения. С тех пор российско-украинский конфликт создает риски для международной безопасности, которые имеют глобальные последствия.

На этом фоне укрепление безопасности Украины и, в частности, украинского энергетического сектора является политической обязанностью и должно стать приоритетом в повестке дня Запада. Есть несколько способов, которыми ЕС и США могут прийти на помощь Украине, а также укрепить долгосрочную энергетическую безопасность Европы. Брюссель - и Конгресс США - должны использовать все возможные правовые инструменты для предотвращения или ограничения геоэкономического воздействия «Северного потока - 2» и его использования в гибридной войне России против Украины.

Одна из возможностей для Запада помочь Украине состоит в том, чтобы в полной мере использовать значительный потенциал страны в области возобновляемых источников энергии, в частности, в том, что касается синего и зеленого водорода, а также возможности оффшорной ветроэнергетики. Это уже было признано в «Новом зеленом курсе» ЕС и в Американо-немецком «Зеленом фонде для Украины». Это тенденция, которая будет и должна продолжаться, должна защитить важность Украины как геополитического игрока в Восточной Европе и соответствовать ожидаемому дальнейшему быстрому росту спроса на экологически чистую энергию в Европе.

Украинская государственная газовая компания «Нафтогаз» за последние годы претерпела серьезные реформы. Она успешно превратилась из известного коррумпированного донора государственных финансов в пример корпоративного управления. Однако для адаптации потребуются значительные иностранные инвестиции и модернизация значительных мощностей Украины. Дальнейшее обновление, расширение и преобразование существующей инфраструктуры транспортировки и хранения газа в Украине является неотложным приоритетом. Необходимо будет спланировать и построить новые объекты для производства зеленого и голубого водорода, а также возобновляемых источников энергии.

Чтобы добиться быстрого прогресса в этих областях, необходимо вмешаться как государственным, так и корпоративным инвесторам, предоставив необходимое финансирование, опыт и институциональную поддержку. Эти инвестиции не только обеспечат значительную финансовую и экологическую отдачу, но и уравновесят негативное воздействие возможного запуска «Северного потока-2» в восточных странах ЕС и за его пределами.