Обзор фильма Естественный Свет - месть и расправа в леденящей кровь военной драме

 

Режиссер-документалист Денес Надь исследует, как конфликт подрывает верность, мораль и человеческое сознание, в своем первом полнометражном фильме, отмеченном наградами.

Венгерский режиссер и документалист Денес Надь дебютирует в этой изнурительной, медленно разгорающейся драме, действие которой происходит в бескрайних лесах восточного фронта во время Второй мировой войны. Этот фильм принес ему Серебряного медведя как лучшему режиссеру на берлинском кинофестивале этого года. В фильме показан мир жестокости и страха, от которых отвлекается сюжет в ключевые моменты, но все же постоянный холод не вызывает сомнений. Название, похоже, относится к неумолимо угасающему свету.

Став одной из держав Оси, Венгрия отправляет войска в мрачные, ледяные леса Украины, чтобы обезопасить территорию, поддерживать порядок, устанавливать линии снабжения и искоренять очаги просоветских «партизан», запугивая гражданское население. Иштван Семетка, которого играет Ференц Сабо, капрал в пулеметном отряде, выполняющий эту мрачную миссию — застенчивый человек с пустым лицом, имеющий полуофициальную миссию фотографа и над которым командиры немного насмехаются. Они приезжают в деревню, которая, очевидно, достаточно послушна. Но, получив у этих крестьян еду, венгерский отряд двинулся дальше в лес, а жители села, очевидно, сообщили партизанам об их передвижениях. Почти все офицеры убиты, кроме Семетки, который возвращается в деревню с другими выжившими, где его встречает венгерское подкрепление во главе с Колесаром (Ласло Байко), другом Семетки. Именно Колесар через своего наглого фельдфебеля приказывает Семетке выполнить ложное задание обыскать лес просто для того, чтобы убрать с дороги своего доброго старого друга, чтобы он мог продолжить работу по выполнению задания — ужасной расправе.

А как к этому относится Семетка? Действительно ли он способен что-либо чувствовать в этих нечеловеческих условиях? Может ли вообще кто-нибудь что-то чувствовать? Помимо всего прочего, они почти все время страдают от голода. Фильм начинается с жуткого эпизода, в котором два крестьянина несут мертвого лося вниз по реке на плоту, когда венгерские войска приказывают им остановиться и безмолвно начинают потрошить его. Этот лось обеспечит им почти весь запас белка на остальную часть фильма.

Репрессии с обеих сторон включают ужасные формы унижений. Двое охранников наказываются за сон на вахте: их связывают, повесив на шею плакат. Деревенский старейшина убит за братание с венгерскими войсками — на его шее также висит плакат «Предатель». Эти уродливые знаки - почти примитивный военный язык, грубая декларация смысла и идентичности.

И есть самый опасный ярлык: «партизан». Дело в том, что все здесь партизаны: каждый выбрал сторону, и каждого могут убить за нелояльность. Семетка лоялен нацистам: он вряд ли герой, и хотя он не является свидетелем жестокости или в каком-то смысле предпочитает не быть ее свидетелем, он никоим образом не возражает против этого, просто с благодарностью принимает приказ Колесара вернуться в город с ранеными. Его эмоции, само его сознание изношены до безмолвия.

«Естественный свет» - напоминание о мрачной вдохновляющей силе военного фильма Элема Климова 1985 года «Иди и смотри», несомненно, оказавшего влияние на него, как и «Нарисованная птица» Вацлава Маргула и «В тумане» Сергея Лозницы 2012 года. Конечно, есть еще фильм Андрея Тарковского 1962 года «Иваново детство», влияние которого проявляется в неожиданных «сказочных» моментах фильма. На ум приходят сюжеты из сказок братьев Гримм, особенно когда Семетка видит лежашую в кустарнике крестьянку с безмятежным лицом. Она мертва? Прячется? Или, возможно, она заморожена сверхъестественными силами, недоступными его пониманию, силами ужасной зловещей силы.